Разное

В Национальном музее Коми открылась выставка «Этноджинс: все оттенки индиго»

Выставка «Этноджинс: все оттенки
индиго» в Коми продемонстрирует жителям республики экспозицию уникальных
текстильных памятников.

Как сообщает ИА «Комиинформ», экспозиция организована в
рамках сотрудничества с Российским этнографическим музеем Санкт-Петербурга.

Как рассказали в музее, в текстильном собрании Российского
этнографического музея (Санкт-Петербург) выделяется группа памятников, цвет и фактура
которых определяет их сходство с джинсовыми изделиями. В то время как в Новом
Свете были созданы первые джинсы, на огромном евразийском пространстве уже
бытовали изделия всех оттенков индиго – цвета, ставшего культовым.

Представленные на выставке детали костюма и предметы
интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и
сопредельных государств на протяжении столетия – с середины XIX до середины XX
века.

Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в
культуре славянских и финно-угорских народов. Из так называемой «синюхи» шили и
будничную, и праздничную одежду, головные уборы. Синий цвет в костюме являлся и
возрастным маркером, указывающим на преклонный возраст человека. У некоторых
тюркских народов одежда синего цвета использовалась в обрядах перехода –
похоронных или свадебных. Этот цвет воспринимался как небесный, священный.

Для окраски ткани традиционно применяли кубовое крашение.
Название возникло благодаря способу приготовления красителя: его необходимо
было настаивать в специальных чанах – кубах. Искусные мастера – синильщики,
красильщики – могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до
светло-голубого. В джинсовом стиле эта цветовая гамма считается классической.

Знаменитые набойчатые ткани синего цвета издавна известны
русским, украинцам, армянам, азербайджанцам, узбекам, таджикам, мордве и др.
Набойка, самая дешевая из всех разновидностей узорных тканей, широко
применялась в быту. Ее использовали, прежде всего, для изготовления одежды, предметов
убранства жилища: скатертей, полотенец, занавесок. Этот орнаментальный прием
вполне соотносим с современными рисунками-принтами на дениме – плотной ткани
саржевого переплетения.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Традиция украшения синей ткани полихромной вышивкой
представлена образцами женской одежды, головных уборов, деталями костюма. Такой
способ декорирования подобен популярной в 1970-1980-х годах вышивке на
джинсовой одежде.

Зачастую при изготовлении одежды, обуви, аксессуаров в одном
изделии могли сочетать разные по цвету и фактуре материалы, создавая
оригинальные орнаментальные композиции в технике лоскутного шитья, чрезвычайно
распространенного в наши дни вида творчества.

Особой группой текстильных памятников являются предметы
одежды, сшитые из полосатой или клетчатой ткани в сине-белой гамме, получаемой
в результате использования в процессе тканья нитей двух цветов – натурального
(или отбеленного) и синего. Данный технологический прием также весьма
востребован в настоящее время при изготовлении тканей.

Традиционные изделия выглядят очень актуально, а подчас и
чрезвычайно модно, прежде всего, благодаря цвету, который обеспечивает
визуальное сходство с современным джинсовым текстилем.

Этнографические памятники, представленные на выставке,
являются не только уникальной источниковедческой базой для исследователей, но и
представляют большой познавательный интерес для всех, кто интересуется историей
традиционного текстиля народов Евразии.

Фотография предоставлена изданием.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»