Стиль

Сесил Битон: “аристократ” модной фотографии

Впервые в России, в здании Главного Штаба Эрмитажа с 9 декабря по 14 марта будет проходить выставка фоторабот одного из самых величайших фотографов ХХ века: портретиста Британской королевской семьи, рок-звезд, художника по костюмам и декорациям, иконы стиля и преданного поклонника “Русских сезонов” Дягилева — Сесила Битона.  

Организатор выставки Дарья Панайотти говорит о том, как отбирались фотографии и об общих впечатлениях от увиденного: «Мы работали с архивом Сесила Битона в Лондоне, где снимки до сих пор хранятся в том же каталожном порядке и в тех же шкафчиках, в которых их хранил сам автор. Нам было важно показать его наиболее известные работы, благодаря которым он стал одним из самых известных фотографов двадцатого века, и те работы, в которых видно, как он создавал эти образы».

До того, как Сесил обрел всемирное обожание и популярность, он рос в буржуазной семье и был старшим из четырех детей. Интерес мальчика к искусству был предопределен еще с ранних лет: его отец в свободное от работы время любил творчество и был актером-любителем (кстати, именно так он и познакомился с матерью Сесила, играя в одной из пьес). У его няни была популярная в то время модель фотоаппарата Kodak 3A Camera и именно она научила его делать снимки. В качестве первых моделей юному дарованию позировали мать и сестры. Немного набравшись опыта, Сесил под псевдонимом рассылал журналам свои снимки, “рекомендуя работы Сесила Битона”. Вскоре его фотографии стал покупать и публиковать британский Vogue.

Предчувствуя грандиозный успех на другой стороне Атлантики, Сесил переезжает в Нью-Йорк и в 1927 году становится штатным фотографом в Vogue и Vanity Fair. 

Большую известность ему принес снимок королевы Елизаветы II — ее знаменитый портрет, где она позирует мистеру Битону за день до своей коронации (кстати, впоследствии именно это фото использовала панк-рок-группа Sex Pistols для своего альбома). Не секрет, что каждый день Королевы расписан по минутам. Однако, запланированная на 20 минут фотосессия, растянулась на три часа. Елизавета была очарована харизматичным Сесилом и предложила ему стать официальным фотографом королевской семьи.

Позже он стал снимать сестру Королевы — Маргарет, а свадебные фотографии герцога Эдуарда VIII и Уоллис Симпсон — тоже его рук дело! 

Почитали за честь быть в объективе Сесила Битона и “творцы” моды: Ив Сен

Почитали за честь быть в объективе Сесила Битона и “творцы” моды: Ив Сен Лоран, Коко Шанель, Кристобаль Баленсиага, Эльза Скиапарелли. И также ярчайшие представители театра: Феликс Юсупов, Джордж Баланчин, Майя Плисецкая. Были и видные политические деятели и звезды первой величины: Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Мик Джаггер, Грейс Келли, Элизабет Тейлор, Марлон Брандо и Одри Хепберн и многие другие. Именно Одри вывела карьеру Битона на новый уровень: он получил сразу два “Оскара” за лучший дизайн костюмов и за работу художника-постановщика в фильме “Моя прекрасная леди”.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Неуемная тяга к прекрасному и неиссякаемая энергия этого талантливого фотографа не знала границ: он мог 40 минут бегать за Мерилин Монро по номеру, отснять три пленки, а потом еще и излить эмоции о ней в своем дневнике.

Эстетическое восприятие окружающих вещей английским фотографом находило отражение в русской ментальности больше, чем можно себе это представить.  Хьюго Викерс в биографии Сесила Битона писал: “Он был визуалом по своей природе и выдающимся фотографом. Его интересовал внешний вид вещи, а не ее назначение”. Ничто, ни одна мельчайшая деталь не ускользнула бы он его взора. Трумен Капоте еще раз подтверждает слова биографа: “В мире никогда не изобретут такую камеру, которая смогла бы охватить и запечатлеть все, что видит его глаз”.

Русский душой (но не происхождением), в ноябре 1935 он побывал в СССР  — в Москве и Ленинграде. Он пришел в изумление от запустения магазинов и того, как выглядели люди, кутаясь от холода во что попало. И, несмотря на то, что ему говорили о хорошем уровне жизни, его взгляду предстала прямо противоположная картина. Позже, после посещения Кремля и Мавзолея, он отправился в Ленинград. Город поразил его своей холодной величественностью. Мистер Битон был большим поклонником русского балета и аристократии, поэтому нередко снимал балетную труппу. Хьюго Викерс говорил: “Нуреев любил лежать на полу в доме Сесила и рассматривать свои портреты. И если ему не нравился снимок, он протыкал его ножом для бумаги”.

Отдельной главой жизни Сесила Битона можно считать работу (по просьбе ее Величества) на Министерство информации Англии во время Второй Мировой. Он ездил по миру, освещая события в тылу. Его знаменитый снимок трехлетней раненой девочки по имени Эйлин Данн, сжимающей в руках мишку, облетел весь свет. 

Конечно же, работа увлекала и поглощала его, но и личная жизнь британского фотографа была не менее богата на “лица”: он никогда не скрывал свое влечение к мужчинам, однако ему приписывают также громкий роман с Гретой Гарбо. Он скончался 14 января 1980 в возрасте 76 лет. Его наследие будет вдохновлять не одно поколение, а биография будет увлекать в более детальное исследование его жизни.

Если вы еще не подарили себе удовольствие вдохновиться уникальными, архивными снимками великого Сесила Битона (или уже стоите в очереди за билетом), предлагаем вам подборку самых известных его работ, которые вошли в экспозицию “Сесил Битон и культ звезд”:

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»