Московский завод нетканых материалов «Термопол» удостоен премии «Новый цикл»
Журнал «Пластикс: индустрия переработки пластмасс» и Российский союз переработчиков пластмасс вручили премию «Новый цикл» заводу «Термопол-Москва» (нетканые материалы «Холлофайбер Экософт») за проект «Полирециклинг», сообщает компания.
Российская премия «Новый цикл» вручается за достижения в области производства изделий, изготовленных из вторичных пластмасс, или продукции, полностью пригодной к рециклингу.
«Для нас очень важна деликатность авторитетного межотраслевого сообщества переработчиков полимеров, отметившего именно развивающееся значимое направление многократной переработки ПЭТФ-компонентов, полирециклинг, в мегаполисе», – комментирует Владислав Иванов, директор по развитию завода «Термопол», лауреат экологической премии правительства Москвы.
Специалист отмечает, что заводы нетканых материалов за 20-летнюю индустриальную практику наработали значительный опыт применения вторичных и переработанных полиэфирных волокон. Однако особенность возможного дальнейшего расширения ассортимента вторичных компонентов в продукции «Холлофайбер» критически ограничена критериями наивысшего качества полотен, пластов и ПЭТФ-кластеров (шариков), которое не всегда возможно обеспечить вторичным и переработанным сырьём. Однако в специально выделенной линейке высококачественной брендовой продукции «Холлофайбер Экософт» технологи завода смогли добиться показателей, даже превосходящих национальные стандарты и первичку конкурентов.
Проект «Полирециклинг» с расчётами технологической линии и экономическим эффектом для московской агломерации со сбором ПЭТФ-отходов и выделением нерешённой пока проблемы микропластика стал в 2024 году участником конкурса «Новатор Москвы», а также международного климатического конкурса «Зелёная Евразия», организованного Евразийской экономической комиссией и Агентством стратегических инициатив. Все проекты полирециклинга идут в параллели с циклом комплексных научных исследований по устойчивости к биодеструкции, а также анализом свойств материалов (утеплителей и наполнителей) в ведущих лабораториях.
Владислав Иванов утверждает, что полирециклинг – это неизбежная и очевидная эволюция в материаловедении: вторичка становится обязательной. Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2024 № 2330-Р утверждён перечень видов продукции, при производстве которой необходимо использовать вторичное сырьё в различных пропорциях. Под вторичным в документе понимается сырьё, полученное из отходов производства и потребления, а также побочных продуктов производства. Для каждого вида товара указана минимальная доля вторсырья, которую нужно использовать. Например, в мешки и сумки из ПЭ теперь нужно добавлять 5% вторички, в ПЭТ-преформы и бутылки – 8% (из них, напомним, после использования могут быть изготовлены волокна). Распоряжение вступает в силу 1 января 2025 года. Эволюционно очевидно, что процент вторичных и переработанных компонентов в составе текстильной продукции вырастет: больше первички – больше вторички.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Но как в текстиле разграничить вторичку и переработку? Как вторичку отделить от первички в полимерных компонентах? Эти вопросы пока остаются открытыми, но вовсе не неразрешимыми, отметил представитель компании «Термопол» на конференции RePlast, в рамках которой состоялось вручение премии «Новый цикл».
Нерешённым пока остаётся также вопрос стандартизации. Выпуск и применение вторичных и первичных компонентов осуществляется по ТУ, чёткой градации полимеров для волокон нет. Данный вопрос связан с многолетней полемикой по химическим вопросам полимеризации ПЭТФ, который по определению является многокомпонентной основой.
«Пластикс: индустрия переработки пластмасс» – информационно-аналитическое издание о полимерных технологиях, сырье, оборудовании, изделиях из пластмасс, о рынке полимеров. Издаётся с 2002 года с периодичностью 11 раз в год.
Конкурс «Новый цикл» проводится с целью продемонстрировать полимерному сообществу и широкой общественности возможность полноценного включения пластиков в замкнутые производственные циклы, а также показать примеры успешного сотрудничества игроков рынка на протяжении всей цепочки создания стоимости пластмассовой (полимерной) продукции, включая владельцев брендов, промышленных дизайнеров, переработчиков изделий, производителей сырья и оборудования, утилизаторов.
Фотографии предоставлены компанией «Термопол».