Минпромторг заявил, что власти предпринимают все необходимые меры, чтобы не допустить роста цен на одежду
Министерство промышленности и
торговли опубликовало комментарий к статье «Коммерсанта», в которой
представители ритейла заявили о том, что уже к лету 2021 года ожидается рост
цен на одежду и обувь на порядка 20-30%.
РИА МОДА приводит полный текст заявления министерства.
«В 2020 году рост цен на потребительские товары сегмента
продукции легпрома был ниже инфляции (инфляция за 2020 год составила 4,9%, а
частности, инфляция товаров непродовольственного сектора – 4,8%). Таким образом
никаких значительных скачков цен на рынке легпрома не было зафиксировано. Надо
отметить, что у государства уже есть наработанные практики взаимодействия с
бизнесом в сложных случаях, когда мы наблюдаем риски роста цен. По каждой
группе товаров мы вместе с ФАС России и Минэкономразвития (который теперь
отвечает за мониторинг цен) смотрим – каковы объективные предпосылки к
изменению стоимости продукции, чтобы не допустить необоснованного повышения.
В соответствии с проведенным мониторингом цен на
потребительские товары, куда входит, в числе прочего, одежда, обувь и аксессуары,
в 2020 году небольшой рост (в пределах инфляции или чуть выше) наблюдался в
следующих товарных позициях: трусы детские 5,3%, сорочка верхняя для мальчиков
школьного возраста 4,9%, колготки женские эластичные 4,5%, сорочка ночная
женская 4,1%, майки и футболки мужские бельевые 4%.
Между тем, коронавирус изменил потребительские предпочтения.
Спрос на товары легпрома и обувь после пандемии ещё не восстановился в полной
мере, практически исчезли спонтанные покупки, когда покупатель гуляет по
магазину и приобретает себе внезапно приглянувшуюся кофточку или пару туфель.
Покупки товаров легпрома стали целевыми. Изменения в характере потребительского
спроса также могут быть фактором, влияющим на цены.
Что касается импортируемого хлопка, то, действительно, сейчас
наблюдается подорожание иностранного сырья. Происходящее связано с завышенными
инфляционными ожиданиями на мировых рынках и с ростом цен на все биржевые виды
сырья, каким является и хлопок. В то же время если смотреть на состав
продаваемой ритейлерами одежды, то в основном на рынке представлена продукция,
которая содержит не 100%-ый хлопок. В тканях, из которых она изготовлена,
хлопок используется в сочетании с вискозой и синтетическими нитями, а также
иными прядильными культурами – льном, технической коноплей. Поэтому делать
однозначные выводы о зеркальном удорожании всей одежды на треть в связи с
удорожанием хлопка – некорректно. К тому же в стоимости готовой одежды
доля ткани составляет около 20%. Поэтому даже при существенном (более 25%)
подорожании сырья, из которого изготовлена ткань, удорожание конечной единицы
продукции – готовой одежды – не может быть выше 5-6%.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Справедливости ради надо также отметить, что взрывной рост
биржевых цен на хлопок происходит не в первый раз. Последнее повышение хлопка
на мировых биржах было в довольно успешном и спокойном 2018 году. На тот момент
биржевые цены на хлопок били трёхлетний максимум. Стоимость фьючерсов на
американской бирже ICE в 2018 году достигала 95,2 цента за фунт, что было на
41,6% выше показателей 2017 года. Данные другой крупной товарной биржи
– NYMEX – демонстрировали схожую динамику. Причины
временного разогрева рынка в то время – штормы в США и засуха в Индии, которые
привели к временному дефициту на мировом рынке. Однако затем рынок
выровнялся. Прогнозы цен на хлопок на 2021 год – разнонаправленные.
Если же говорить о том, где в связи с текущим подорожанием
импортного хлопка есть риск роста цены – это изготовленные из него хлопковые
рубашки и постельное белье, т.к. содержание там хлопка самое высокое (например,
в постельном белье содержание хлопка – 50% и выше). Однако мы мониторим и
анализируем эту ситуацию, и пока можно говорить лишь о возможных рисках.
Во-первых, ритейлеры заинтересованы демпфировать цены, чтобы не потерять
клиентов и объемы продаж; во-вторых, уже есть практика использования
упомянутого механизма государственного мониторинга и предупреждения повышения
цен».
Фотография предоставлена
Минпромторгом.