«Любовь и анархия»: шведский сериал Netflix
В ноябре на стриминговой платформе вышло множество новых интересных проектов и продолжений уже полюбившихся шоу. Среди них скандинавский ромком от Лизы Лангсет, создательницы фильмов «К чему-то прекрасному» и «Эйфория». Через месяц после премьеры постараемся выяснить его плюсы и минусы в нашей рецензии.
Софи, занимающуюся бизнес-консультированием, приглашают в издательство Lund & Lagerstedt, чтобы повысить его эффективность и преодолеть беспорядок, вызванный низкой цифровизацией. На первый взгляд, ее жизнь весьма благополучна: у нее есть муж и двое детей, а также комфортное проживание в Стокгольме. Однако впоследствии выясняется иллюзорность ее счастья. Макс, молодой коллега из IT-отдела, сильно раздражающий ее, снимает компрометирующие кадры с героиней, когда приходит вечером доделать свою работу. За их удаление он не требует денег, но просит пообедать с ним. Исполнив его желание, она отбирает у айтишника мобильный телефон и ставит ему условие. Так начинается «игра», позволяющая узнать влюбленным многое о себе и окружающих. По ее правилам участники должны придумывать друг другу задания и обязательно выполнять.
Хотя создатели сериала называют его комедийным, здесь присутствуют драматические элементы. Затрагивается вопрос о «правильном» поведении: нормально ли стараться быть как все? После просмотра зритель получает отрицательный ответ, поскольку именно стремление игнорировать свою индивидуальность и соответствовать чужой норме делает эту женщину несчастной. Ее окружение, кажущееся продвинутым, оказывается нетерпимым ко всему, не отвечающему их представлениям о хорошем. Тогда как чудаки из офиса сопереживают людям с иной системой ценностей и в отсутствие лидера объединяются ради спасения общего дела.
Довольно сложными и любопытными получились у сценаристки образы клерков. Взаимодействие пожилого главного редактора и руководительницы PR-отдела не является скучным, так как их споры, отношения с авторами и способы решения трудных задач находятся под влиянием стереотипов, присущих разным поколениям. Из-за трусости директора часто на плечи этих сотрудников ложится вызволение организации из бедственного положения. Несмотря на зачастую странные, но объяснимые возрастом каждого из них, высказывания и поступки, их изображение не представляет собой нечто гиперболизированное.
Внутренний конфликт и переживания героя, воплощенного на экране Рейне Бринолфссоном, занимают значительное место в двух последних сериях. На его примере можно проследить развитие персонажа на фоне трудностей, связанных с его любимым занятием. Из-за закрытия компании и провокационной речи на книжной ярмарке его карьера может быть разрушена. В течение предыдущих эпизодов он чувствовал свою ответственность за писателей и был требовательным к остальным работникам, иногда пренебрегая их мнением и воспринимая с критикой предложения по реформированию прежнего уклада. Тем не менее в поисках выхода из сложившейся ситуации он проходит специфическую процедуру аяуаску и меняется. В конце сезона, некогда сосредоточенный исключительно на литературных произведениях, он начинает совершать попытки понять своих подчиненных.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Недостатком трагикомедии стоит назвать слишком карикатурных антагонистов, выглядящих упрощенно по сравнению с другими. Постепенно создается впечатление, что муж Софи, являющийся воплощением «нормальности», не испытывает никакого сочувствия ни к жене, ни к детям. Кажется, у него вообще отсутствуют положительные качества: он запрещает дочери общаться с больным дедом, чье мировоззрение не популярно в обществе, или высмеивает вместе с друзьями мечту юности бизнес-консультантки опубликовать книгу. Чувствуется неестественность его одержимости нужной манерой действий, контролем и корректировкой близких под модель, одобряемую социумом. Будто бы кого-то циничного и самовлюбленного из плохого телесериала начала 2010-х гг. переместили в 2020 г., забыв добавить объяснение, почему для него определенный жизненный стиль, важнее членов его семьи.
Преувеличение заметно и в том, как показаны родители Макса, напоминающие своими придирками к сыну семейство Дурслей из знаменитой детской франшизы. Понятно, их присутствие в сюжете необходимо, чтобы отобразить недовольство его несоответствием общепринятому идеалу, но они ведут себя с ним так, словно ненавидят его, а не осуждают. Отец его любовницы изображен намного продуманнее: идеология не отменяет его обеспокоенности за внуков и дочь, не разделяющую его крайне левые воззрения. Иногда он критикует их и даже поступает пугающе, как во время празднования дня рождения девочки, но, осознав ошибки, он волнуется из-за того, что натворил и причинил боль своим родным.
Сами возлюбленные тоже ведут себя довольно жестоко, что выражается не только в хулиганстве, часто наносящем вред книгоиздательству и его репутации, но и в страданиях тем, кому они симпатизируют. Например, из-за страха считаться неадекватной, следуя воле надменного супруга и пытаясь скрыть измену, сорокалетняя сотрудница обижает любящего ее человека, вследствие чего даже возникает ощущение, что она использует его влюбленность. Он же до этого фотографирует ее, явно чтобы развлечься, поставив в неудобное положение, или целует без разрешения, после того как сумел разобраться со своим трудоустройством. При этом их мотивация очевидна: кроме отрицательного, прослеживаются их эмоциональность и осознание содеянного. Тут стоит отметить отличную игру Иды Энгволь и Бьорна Мостена, которая выдержана на высоком уровне.
В заключение помимо шуток, касающихся столкновения современного и устаревшего, уделяется внимание иронии над сервисом, где размещается комедия. Медиакорпорация противопоставляется маленькому и некогда независимому издательскому бизнесу. Несмотря на в большей степени негативную оценку в самой комедии, Лиза Лангсет признавалась в одном из интервью, что ей понравилось сотрудничать с Netflix. Остается надеяться, в дальнейшем такое сотрудничество обеспечит как сохранение уже имеющегося качества, так и его улучшение.