Догма-95. История несостоявшейся революции в кино
Париж. 1995 год. В честь завершения первого столетия кинематографа, деятели этого искусства собрались на конференции Le cinéma vers son deuxième siècle, чтобы обсудить дальнейшие планы в развитии киноиндустрии. Среди присутствующих был и молодой, но уже известный датский режиссер Ларс фон Триер. Вместо речи он провозгласил о манифесте «Догмы 95», который должен был спасти кинематограф, который еще с 1960-х годов постепенно умирал, и в конце концов превратился из искусства в фальшивку.
Фото: https://kinoart.ru/texts/dogma-95-manifest
Что за манифест?
Триер считал, что с 1960-х годов, кино начало терять свою индивидуальность, искусство становилось исключительно буржуазным и в конце концов превратилось в нечто совершенно сухое, «Новая волна» не смогла внести весомые изменения, в итоге антибуржуазное кино превратилось в буржуазное, а современные технологии лишь ухудшили положение: снимать кино мог практически каждый. Также, по мнению Триера, режиссеры были обманщиками, скрывающими отсутствие настоящей жизни и души фильмов, своеобразной стилистикой и вычурностью.
Чтобы спасти кинематограф, режиссер совместно с Томасом Винтербергом, создал совершенно новое направление, манифест «Догма 95», целью которого являлся отказ от «определенных тенденций» современного кинематографа. Также были выпущены своеобразные 10 заповедей, «Обет целомудрия», которыми должен был руководствоваться каждый режиссер, подписавший манифест. Следование этим законам, по мнению Триера, помогало полностью раскрыть характеры персонажей фильмов, сделать происходящее на экране более жизненным, вернуть утраченные правдоподобность и жизненность кинематографа.
Фото: https://cameralabs.org/aeon/lars-fon-trier/foto/20406-stsenarist-lars-fon-trier-i-rezhissjor-tomas-vinterberg-na-sjomkakh-filma-dorogaya-vendi-2005
Фильмы «Догмы 95» должны были напоминать скорее любительские съемки. Кроме ручной камеры почти никакой техники в производстве лент не использовалось. Не было ни сложного монтажа, ни профессионального освещения, звук не перезаписывался. Помимо технических запретов манифеста, были ограничения внутреннего содержания картины. Например, нельзя было снимать ни про прошлое, ни про будущее, время действия должно было совпадать со временем съемок фильма. Творческие приемы также были неприемлемы. Имя режиссера, дабы тот не возгордился, не упоминалось в титрах.
Выходит, что режиссер предлагал принять своеобразный пост. Отречься от соблазна использования новейших технологий ради достижения максимальной правдоподобности лент. Строгое соблюдение всех заповедей могло помочь кинематографу вновь ожить. Но случилась ли революция?
Первые фильмы
Идею «Догмы 95» многие деятели кино резко критиковали, но нашлись и те, кто подписал манифест, в числе первых, конечно, сам Триер и Томас Винтерберг. О новом движении заговорили еще до того, как вышли первые фильмы, не нарушившие правила «Обета целомудрия».
Хотя Триер и был создателем «Догмы 95», первый его фильм, снятый после объявления манифеста, не следовал всем заповедям. «Рассекая волны» (1996), рассказывает довольно сложную, не жизненную историю, также в картине присутствует символизм, что не допустимо в «Догме 95». Однако, фильм технически во многом вполне соответствует всем требованиям нового движения. Действительно «целомудренные» фильмы вышли только в 1998 году. «Торжество» Винтерберга (получивший приз жюри на Каннском фестивале) и «Идиоты» Триера доказали миру, что можно снимать действительно хорошие, революционные картины, придерживаясь таких строгих правил. Сердца зрителей были покорены. «Догма 95» заработала. Максимальная реалистичность и простота историй лент завораживала, о новом, ни на что не похожем движении заговорили по всему миру. Выходит, что Триер был прав? Тогда почему все быстро закончилось?
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Фото: https://kritikanstvo.ru/movies/festen/
Конец «Догмы»
Как ни странно, первым отказался от манифеста сам Ларс фон Триер. Позднее он и вовсе скажет, что все его суждения были ошибочными. В 2000 году на экраны выходит «Танцующая в темноте». Триер понимал, что воплотить свой замысел он мог только с помощью новых технологий, которых не допускал «Обет целомудрия». Картина нарушала все «заповеди». Мюзикл, как кино жанровое и требующее отдельной записи звука, не мог принадлежать «Догме 95».
Постепенно все догматики отказались от «Обета целомудрия». В 2004 году был снят последний фильм такого многообещающего движения. Революции не случилось.
Причины довольно очевидны. Во-первых, художник, загнанный в такие жесткие рамки, которых требовала «Догма 95», уже не художник, а просто ремесленник. Творчество не может жить, если его сдерживают строгие правила. Принятие «Обета целомудрия» только загнало бы киноискусство в тупик. Во-вторых, Триер был не прав в своих суждениях. История кино циклична. За люмьеровской линией реалистичного кино, следует полная фантазий и творческих приемов, мельесовская линия. Обе линии эволюционируют, как и любое искусство. Не удивительно, что за время существования кинематографа, режиссеры стали больше уделять внимание визуальной и смысловой составляющей своих картин, как в люмьеровской реалистичности, так и в мельесовской художественности. Кинематограф не умер, не перестал жить, а просто стал существовать на более высоком уровне.
Фото: https://kinochannel.ru/digest/dvizhenie-vbok-kak-dogma-95-izmenila-kino/
Что это было и к чему привело?
Многие критики считают, что Триер изначально не верил в свою затею, и все было только лишь для самопиара режиссера. Даже если это так, нельзя не признать, что «Догма 95» привнесла огромный вклад в развитие киноискусства: на крупнейших фестивалях все чаще стали побеждать картины, снятые максимально реалистично, хоть и не полностью «целомудренно». «Догма 95» показала новую сторону кинематографа, которая погружает зрителя в историю, жертвуя красивостью и зрелищностью.
Режиссеры, некогда подписавшие Манифест, продолжили свою карьеру, но уже не придерживаясь таких строгих правил. Особенно хочется отметить Томаса Винтерберга. В его картинах навсегда остался отпечаток «Догмы 95»: довольно простые, показанные без особых спецэффектов картины все так же поражают зрителя своей глубиной и неоднозначностью. Режиссер не раз был номинирован на крупнейших мировых кинофестивалях, а его недавний фильм «Еще по одной» получил множество наград. Возможно, именно опыт, полученный во времена существования «Догмы 95» помог режиссеру добиться таких успехов.
Не важно, были ли Манифест 1995 года и «Обет целомудрия» лишь шуткой, розыгрышем, вышедшим из-под контроля, или Триер всерьез задумывал все это, важно то, что «Догма 95» действительно изменила в какой-то мере изменила кинематограф.
Фото на обложке: https://cameralabs.org/aeon/lars-fon-trier/foto/20406-stsenarist-lars-fon-trier-i-rezhissjor-tomas-vinterberg-na-sjomkakh-filma-dorogaya-vendi-2005