Шоппинг

Нобель 2020 – Луиза Глюк

Подводим итоги прошедшей осени и говорим о главном литературном событии этого сезона — Нобелевской премии 2020. 

В этом году лауреатом стала Американская поэтесса Луиза Глюк, что кажется неожиданным в России и довольно-таки заслуженным в Америке, потому что там имя писательницы знакомо многим. 

…за безошибочно узнаваемый поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным… 

Гласит премия. Но что же собственно такого сотворила Луиза Глюк, как ей удалось завоевать столько всеобщего внимания и за что стоит любить её белые стихи? Давайте разбираться. 

А начать наверное стоит с того, что частыми сюжетами поэзии Глюк становятся её личные трагедии, которых в жизни поэтессы было немало. Это и смерть маленькой сестры, и образ страдающей матери, и собственная болезнь Луизы, которую ей всё же удалось побороть в юном возрасте, а уже позже — развод с мужем.  Все эти мотивы находят некоторое отражение в стихах автора. 

Поэтесса пишет о том, что никогда не устаревает и, более того, понятно каждому: о доме и близких, о любви и семейных неурядицах. Но между тем, все бытовые темы в работах Глюк соседствует с вопросами глубокими, возвышенными, вечными – как одиночество человека в этом чужом и совершенно неохватном мире или те же непростые человеческие переживания, тянущиеся откуда-то из детства. К мотивам воспоминаний Луиза Глюк обращается довольно часто, то там, то тут между делом выскакивают знакомые образы из прошлого, из залитого солнцем детства и не дают о себе забыть. Словно автор хочет напомнить нам о том, что все мы в конце концов родом оттуда, из детства и никогда не избавимся до конца от следов прошлого, как бы  мы ни старались, оно всегда будет тянуться за нами по пятам. 

Через чудовищную эту реку – речь — 

К тебе, чтобы тебя предостеречь.

Жизнь вкрадчиво, твою природу нежа, 

Прельстит тебя, потворствуя тебе же. 

Я не была готова к ней. В той кухне 

Тянулась к абрикосовому соку, 

И лился сок в стакан со льдом сливовый, 

Лиловый лился сок немного сбоку.

И длился день, и все его оттенки,

все привкусы, и я снимала пенки 

С варенья летнего, все ароматы лета – 

Оно лучилось, становясь светлее света.

 «Чувственный мир»

Среди всего этого многообразия тем и сюжетов, часто повторяется и проблема поисков себя и не менее мучительных и вечно актуальных поисков смысла жизни, о которых Луиза пишет совершенно в новой нетрадиционной манере, при всём её тяготении к традиционным образам из мировой поэзии. 

Об образах в творчестве Луизы Глюк стоило бы сказать побольше. Это и всем нам известные мифологические сюжеты Древней Греции с её популярными героями, которых автор по-своему переосмысливает и раскрывает их так неожиданно по-новому, через призму собственного восприятия, что делает сами истории гораздо колоритнее и понятнее. Все эти сюжеты, по многу раз на протяжении столетий описанные разными поэтами и писателями, всегда будут актуальны, и разве могут они когда-то устареть? Ведь все они о нас с вами — о людях, обуреваемых страстями и страхами, о человеческой слабости перед собственными пороками. Но автор всё же жалеет людей – она точно знает, что на самом деле, все самые страшные ошибки они совершают в своём вечном стремлении к счастью, поэтому в стихотворении «Миф о любви» поэтесса так просто и ясно пишет: «Разве всем не хочется любви?» Вообще древнегреческая мифология, которую так любит  Глюк, оказала значительное влияние на её творчество, к ней она обращается гораздо чаще, чем к более привычным христианским сюжетам. 

Читать так же:
Советы психолога. Как выстроить личные границы?

Много внимания автор уделяет в своём творчестве и образу природы и её связи с человеком – этому посвящён и целый сборник «Дикий ирис». Она призывает отстраниться от всего социального и обратиться к собственному внутреннему миру, и только в гармоничном единении с природой можно достигнуть этого полного понимания себя. 

Что другие нашли для себя в искусстве,

я нашла в природе.

Что другие нашли в земной любви,

я нашла в природе.

Между тем, Луиза Глюк  размышляет и о смертности человека, о процессе старения, о быстротечности времени и желании жить. 

Простой почти аскетичный слог придаёт работам поэтессы такую прекрасную чистую ясность – холодную, звенящую и ободряющую, а манера повествования – неспешная и задумчивая, с которой Глюк словно в размышлениях произносит свои случайные мысли вслух (хотя такие ли случайные?) — погружает читателя в его собственные размышления. 

Зачастую Глюк обращается и к темам одиночества человека в мире, озвучивает отстранённые  мысли своей лирической героини, облекая их не столько в слова, сколько в образы, порой такие неожиданные, но точные и выразительные. Вообще со всеми образами поэтесса обращается очень смело и ловко, раскладывая каждое чувство на отдельные ассоциации, понятные не только ей, но и любому читателю (именно здесь индивидуальное становится универсальным). Благодаря этому стихи американской поэтессы получаются такими красивыми и чувственными – потому что сложены они из таких светлых, красочных образов, часто природных, детальных, чётких и очень кстати подмеченных. Уже за одну только возможность так красиво чувствовать можно запросто влюбиться в творчество Луизы Глюк. 

Но именно за понимание человеческого сознания, понимание всех наших чувств и переживаний, которые Луиза Глюк облекает в такую сдержанную красоту образов, стоит любить стихи поэтессы, ведь именно благодаря этому мы узнаём себя в каждом её лирическом герое, угадываем все свои мысли и чувствуем себя наконец понятыми, услышанными и не одинокими в этом огромном равнодушном мире. 

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»