В Национальном музее Коми открылась выставка «Этноджинс: все оттенки индиго»
Выставка «Этноджинс: все оттенки
индиго» в Коми продемонстрирует жителям республики экспозицию уникальных
текстильных памятников.
Как сообщает ИА «Комиинформ», экспозиция организована в
рамках сотрудничества с Российским этнографическим музеем Санкт-Петербурга.
Как рассказали в музее, в текстильном собрании Российского
этнографического музея (Санкт-Петербург) выделяется группа памятников, цвет и фактура
которых определяет их сходство с джинсовыми изделиями. В то время как в Новом
Свете были созданы первые джинсы, на огромном евразийском пространстве уже
бытовали изделия всех оттенков индиго – цвета, ставшего культовым.
Представленные на выставке детали костюма и предметы
интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и
сопредельных государств на протяжении столетия – с середины XIX до середины XX
века.
Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в
культуре славянских и финно-угорских народов. Из так называемой «синюхи» шили и
будничную, и праздничную одежду, головные уборы. Синий цвет в костюме являлся и
возрастным маркером, указывающим на преклонный возраст человека. У некоторых
тюркских народов одежда синего цвета использовалась в обрядах перехода –
похоронных или свадебных. Этот цвет воспринимался как небесный, священный.
Для окраски ткани традиционно применяли кубовое крашение.
Название возникло благодаря способу приготовления красителя: его необходимо
было настаивать в специальных чанах – кубах. Искусные мастера – синильщики,
красильщики – могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до
светло-голубого. В джинсовом стиле эта цветовая гамма считается классической.
Знаменитые набойчатые ткани синего цвета издавна известны
русским, украинцам, армянам, азербайджанцам, узбекам, таджикам, мордве и др.
Набойка, самая дешевая из всех разновидностей узорных тканей, широко
применялась в быту. Ее использовали, прежде всего, для изготовления одежды, предметов
убранства жилища: скатертей, полотенец, занавесок. Этот орнаментальный прием
вполне соотносим с современными рисунками-принтами на дениме – плотной ткани
саржевого переплетения.
Традиция украшения синей ткани полихромной вышивкой
представлена образцами женской одежды, головных уборов, деталями костюма. Такой
способ декорирования подобен популярной в 1970-1980-х годах вышивке на
джинсовой одежде.
Зачастую при изготовлении одежды, обуви, аксессуаров в одном
изделии могли сочетать разные по цвету и фактуре материалы, создавая
оригинальные орнаментальные композиции в технике лоскутного шитья, чрезвычайно
распространенного в наши дни вида творчества.
Особой группой текстильных памятников являются предметы
одежды, сшитые из полосатой или клетчатой ткани в сине-белой гамме, получаемой
в результате использования в процессе тканья нитей двух цветов – натурального
(или отбеленного) и синего. Данный технологический прием также весьма
востребован в настоящее время при изготовлении тканей.
Традиционные изделия выглядят очень актуально, а подчас и
чрезвычайно модно, прежде всего, благодаря цвету, который обеспечивает
визуальное сходство с современным джинсовым текстилем.
Этнографические памятники, представленные на выставке,
являются не только уникальной источниковедческой базой для исследователей, но и
представляют большой познавательный интерес для всех, кто интересуется историей
традиционного текстиля народов Евразии.
Фотография предоставлена изданием.