Стиль

Переплетение нитей: что объединяет Гюго, зороастризм и карго-культ

Невидимые нити, связывающие судьбы и события всегда поразительны. Они незаметны простым людям, но просвещенным открывают таинственные смыслы и хитроумные связи. Продвигаясь от начала такой вязи, можно добраться до неожиданного узла и познать что-то совершенно новое.

Не менее прекрасны нити реальные, скрученные из волокон и те узоры на ткани, в которые они собираются. Раньше орнаменты и символы представляли собой не только украшение одежды или мебели, но и маркировали владельца по статусу, финансовому благополучию или происхождению.

Конечно, в современном мире узоры утратили такое социальное значение, произошел культурный обмен, и они стали достоянием широкой общественности, но при этом не утратили своей привлекательности для исследователей, дизайнеров и модников по всему свету.

Интересно, что множество известных нам орнаментов имеют необычное происхождение или любопытным образом отражаются в культуре.

Например, узор пейсли, известный также как индийский или турецкий огурец, первоначально появился в районе современных Ирана и Ирака. Пейсли состоит из повторенного элемента «бута», который выглядит, как изогнутый лист. Буту интерпретируют по-разному: его сравнивают с семенем мангового дерева, орехом кешью, бутоном хлопка, проросшим бобом и даже силуэтом финиковой пальмы, что символизирует плодородие и достаток.

С другой же стороны пейсли описывают, как языки пламени, а слово «бута» с санскрита переводится как огонь. В соответствии с этой версией пейсли является символом религии зороастризма (древнейшее верование, распространенное на территории Иранского нагорья с VI в. до н. э. до VII в. н. э.).

Зороастризм был уникальным религиозным течением своего времени и лёг в основу христианства, ислама и иудаизма. Именно в зороастризме сформировалась вера в единого верховного Бога, который сотворил Вселенную и противостоящего ему Злого Духа. Также в этом учении присутствуют идеи о приходе Мессии и Спасители, загробной жизни, рае, аде и бессмертии души.

Конечно же, зороастризм имел определенные отличия от более поздних монотеистических религий. Одна из них — способ постижения Бога. Зороастрийцев не просто так называют огнепоклонниками: чтение молитв, праздники и ритуалы не могли проходить без символа главного Бога — огня.

Огонь разводили в храмах и на пустырях, а растение, которое жгли во время этих ритуалов, называлось бута. Бута выглядел как кустарник, обладал наркотическими свойствами и считался символом жизни.

Стоит отметить, что бута также является символом Азербайджана, где как раз и процветал зороастризм.

Сейчас орнамент пейсли довольно популярен. В 70-х он был атрибутом движения хиппи, а позже перекочевал в коллекции таких домов моды, как Vans, Herschel и Adidas.

В продолжение темы флористики в тканях вспомним о «Геральдической лилии» или Fleur-de-lis. Цветок королевской лилии можно встретить в разных культурах. Например, в Японии он означал чистоту и целомудрие, а в Германии лилия являлась символом потусторонней жизни. Во многих странах лилия стала метафорой королевской власти, а в Средние века вообще приобрела религиозный подтекст и стала изображаться на иконах, зачастую в руках Богоматери.

Но наибольшее распространение геральдическая лилия получила во Франции. Легенда гласит, что во время крещения (и одновременно принятия Христианства) королю франков Хлодвигу Ангел передал лилию. С этого момента, а это было в V веке, и до победы второй Французской революции – золотая лилия присутствовала на гербе Франции.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Помимо гербов, лилию можно встретить на оружие, щитах, монетах, царских тронах и, конечно же, тканях.

Ну, а любители французской прозы наверняка вспомнят роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и одну из ключевых героинь романа – Флёр-де-Лис де Гонделорье.

«Геральдическая лилия» в романе – знатная молодая парижанка, невеста Феба де Шатопера, в которого была влюблена главная героиня Эсмеральда.

Флёр-де-Лис в этой истории олицетворяет богатство, целомудрие, высший класс и одновременно глупость и ложные идеалы.

Что хотел сказать нам Виктор Гюго, называя такую героиню именем — символом французского короля, останется загадкой. Скорее всего таким образом он выражал своё отношение к императорской власти, т.к. известна его активная политическая деятельность против установления Второй (бонапартистской) Империи во Франции. Во время государственного переворота он сражался на баррикадах, был вынужден бежать в Бельгию, а позже на Нормандские острова, откуда писал обличительные стихи и прозу против Наполеона III.

Интересно то, какими тонкими лингвистическими связями авторы могут показывать свое реальное отношение к различным политическим и общественным событиям.

Возвращаясь к тканям и узорам, открываем для себя орнамент, который находится на стыке флористики и абстракции – это камуфляж. Камуфляжный стиль в одежде ассоциируется с комфортом, удобством, простотой и универсальностью, а один из основных элементов одежды в нём – карго-брюки. Считается, что стилистика карго родилась из стиля милитари, так как впервые такая одежда появилась именно в униформе американских солдат. Основная отличительная черта карго-брюк – обилие карманов со всех сторон модели. Кроме камуфляжной окраски карго-брюки могут быть полосатыми, «матросскими» и однотонными.

Помимо словаря моды термин «карго» можно встретить в экономическом справочнике, где он обозначает «груз».

После Второй Мировой войны солдаты американской армии поставляли такие грузы аборигенам на острова в Тихом океане. Это была благодарность за не препятствование размещению военных баз на их территории. Солдаты на самолетах привозили аборигенам еду, оружие и одежду. Но аборигены не понимали, что такое самолеты и считали их огромными птицами, а солдатов – сошедшими с небес Богами.

Так, в середине цивилизованного XX века люди в карго-брюках стали идолами, ради которых жители островов строили имитации самолетов и взлетных полос, веруя, что визуализируя птиц, они привлекут Богов на землю.

Карго-культ существует и по сей день. Например, мужа королевы Елизаветы II герцога Филиппа жители острова Танна считают горным духом, который спустился с небес и женился на белой женщине. Они верят, что однажды Филипп вернется и принесет Танне счастье и процветание.

Таким необычным и неочевидным образом, через ткани и орнаменты могут быть связаны религиозные культы, исторические события и даже выдающиеся личности.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»