Мыслим креативно: Что такое дизайн-мышление и как это работает?
Мыслим креативно: Что такое дизайн-мышление и как это работает?
Концепция Стэнфордского университета
Учимся искать нестандартные решения в Design Thinking Room
В пространстве Kooperativ открылся первый в Украине центр Design Thinking Room, созданный по концепции Стэнфордского университета. Идеологи уверены: любой человек способен быть креативным, даже если его профессия не ассоциируется с творчеством, – нужно лишь создать правильную атмосферу вокруг и выйти за рамки привычного мышления.
На открытии центра выступили основатели Kooperativ Андрей Федорив и Василий Гроголь, основатель консалтинга Yes & Design Александр Акименко и стратег Fedoriv Agency Максим Илюхин.
Спикеры провели презентацию центра «Дизайн мышления» и рассказали, как работает креативный метод.
Что такое дизайн-мышление?
Мы привыкли воспринимать дизайн как буквальное проектирование чего-либо, будь то интерьер, логотип или одежда. Дизайн мышления не имеет ничего общего с классической интерпретацией, а скорее отражает определенный подход в решении бизнес-задач. Идея появилась благодаря основателям дизайнерской компании IDEO, братьям Дэвиду и Тому Келли, которые пришли в Стэнфордский университет и предложили сделать класс дизайн-мышления, где студентов стали учить креативу на пересечении дисциплин.
Сегодня передовые компании мира, в том числе Apple, Google и Microsoft, используют метод дизайн-мышления для трансформации бизнеса и поиска нестандартных идей, заставляя потребителей выбирать именно их продукцию или сервис.
Философия этого подхода базируется на эмпатии – способности услышать очевидные и неочевидные боли клиента, прожить опыт потребителей, предвидеть недостатки продукта и устранить их прежде, чем он выйдет на рынок.
Американская ученая, преподавательница университета Огайо Элизабет Сандерс разделила дизайн на два направления: классический (визуальные коммуникации, промышленный дизайн, дизайн интерьера, архитектурный дизайн) и новый (дизайн опыта, дизайн сервиса, дизайн инноваций, дизайн трансформаций, дизайн стратегии).
Категории нового дизайна нематериальны, их результат не конкретный продукт, а инновационный подход к созданию чего-либо.
«Дизайн-мышление – это алгоритм, в основе которого лежит желание или попытка сделать мир лучше, ставя все под вопрос. Созидание очень сильно отличается от потребления. Когда ты всю жизнь что-то изобретаешь, приходит осознание, что весь мир – это огромный горячий пластилин», – Андрей Федорив на открытии центра Design Thinking Room.
Как это работает?
Главная задача метода дизайн-мышления – заставить человека перестать быть слишком серьезным и поверить в свою креативность. На наше восприятие влияют внешние факторы: одежда, которую мы носим, люди, пространство и предметы вокруг. Создавая класс дизайн-мышления в Стэнфорде, братья Келли задумались над тем, какое поведение студентов было бы предпочтительным для решения творческих заданий. Так появились требования к помещению, в котором люди могли бы с легкостью:
Click here to preview your posts with PRO themes ››
– быть творчески уверенными
– эмпатичными
– принимающими неопределенность
– действовали
– учились на ошибках и не боялись их совершать
– двигались итерациями
– подходили к процессу с оптимизмом.
Идеального пространства не существует, поэтому внутри класса работает принцип reset the space, по которому каждая команда может переделать комнату под свои нужды: вся мебель компактная и легко перемещается, можно расставить стулья как в лекционном зале, построить амфитеатр или убрать все и сидеть на полу.
В комнате не должно быть ведущего человека – это ставит всех в неравные условия. Келли поставили цель создать место, в котором коммуникация была бы горизонтальная и зашедший человек не мог бы отличить преподавателя от студента.
«В Design Thinking Room лидерство не должно быть формализованным, оно переходит от одного человека к другому, к тому, у кого есть экспертиза в конкретном вопросе. Создатели стэнфордского класса креативного мышления считают, что студенты должны действовать как семья, играть как спортивная команда и распространять эти идеи как религию», – рассказывает Александр Акименко.
Процесс дизайн-мышления состоит из определенных этапов, которые помогут открыть новый способ познания:
Эмпатия – этот шаг подразумевает глубокое погружение в проблемную область и опыт пользователя.
Фокусировка – команда должна сформулировать конкретную, значимую и реализуемую задачу.
Генерация идей – на этом этапе участники генерируют идею и способ ее решения.
Прототипирование – создают модели для тестирования.
Тестирование – непосредственно сам процесс проверки гипотезы, получение обратной связи и формулировка наилучшего решения.
Эти шаги показывают, как именно мы двигаемся по процессу, как слышим проблемы потребителей и видим пользовательский путь. Применяя дизайн-мышление, мы можем сделать жизнь людей гораздо лучше.
«Если совместить предпринимательство, технологии и творчество, на пересечении мы получим дизайн мышление. Для меня это значит открыть свой ум, насколько это возможно. Логика – это цепь, на которой сидит пес. Пес – это вы. Какой бы длинной ни была эта цепь, у нее все равно есть радиус, дальше которого вы не выйдете. А творчество – это катапульта, которая выстреливает в неизвестном направлении, – и вы получаете то, до чего бы не дошли логически», – Андрей Федорив.