Стиль

Луиза Глюк: биография и творчество американской поэтессы

В 2020 г. Нобелевскую премию по литературе получила американская поэтесса Луиза Глюк. До этого момента в России немногие любители поэзии знали о ней. В этой статье мы постараемся кратко рассказать о ней и ее произведениях.

Начнем с ее биографии. Она родилась в семье бизнесмена и домохозяйки в 1943 г. Родители уделяли внимание образованию дочери, поэтому она начала сочинять стихи с детства. Однако несмотря на поддержку увлечений со стороны взрослых, из-за атмосферы, царившей в доме и в школе, Луиза Глюк заболела нервной анорексией в подростковом возрасте. В одном из ее интервью причиной болезни называются частые конфликты с матерью и проблемы в общении с ровесниками.

Литературные критики отмечают автобиографические черты в ее поэзии. Так тема сложных отношений с собственным телом не является исключением. В определенных стихотворениях можно обнаружить мотивы, вероятно, касающиеся этой проблемы. Например, в «Белой розе»:

я взываю к тебе в ночи:

тело служит мне голосом,

я не могу, как ты,

раствориться в молчании.

Девушка не смогла поступить в колледж, но посещала вечерние занятия по поэтическому мастерству в колледже Сары Лоуренс и в Колумбийском университете. О своих преподавателях Леони Адамс и Стенли Кьюниц, преданных своему делу, она вспоминает с восхищением. В этот период жизни ей пришлось много работать, чтобы улучшить свои навыки. В 1967 г. она устроилась на работу секретаршей.

Попытки публикации своих работ происходили у нее еще в 13-14 лет. Однако они были неудачными. Ее первый сборник «Первенец», тепло принятый в литературоведческих кругах, был издан в 1968 г. Хотя прежде ей отказали восемнадцать раз. Луиза Глюк видит в процессе создания стихов сочетание страданий и борьбы с промежутками успехов и эйфории. В «Жатве» лирический герой говорит:

Ах, как вы непроницательны:

дар и мучение неразделимы.

Через семь лет появилась вторая книга «Дом на болоте». Американский поэт Анри Коул в своей рецензии прослеживает здесь появление «нового властного голоса – классически сдержанного, но при этом эмоционального». Серьезность и лаконичность выделяются как характерные особенности стиля поэтессы не только на раннем этапе, но и на протяжении всей ее поэтической карьеры.

В 1971 г. она переехала в Вермонт, чтобы делать свои первые шаги в преподавании. По ее признанию, она полюбила эту профессию и своих талантливых учеников. Одновременно с победами в профессиональной сфере происходили значительные перемены в личной жизни. Заключенный в 1967 г. брак с врачом-гастроэнтерологом распался, и она начала встречаться с коллегой Джоном Драноу, от которого родила сына в 1973 г.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Популярность пришла к ней в 1990-х. В 1993 г. она становится лауреаткой Пулитцеровской премии за сборник стихов «Дикий ирис», где важное место занимает природная проблематика. До этого ей пришлось пережить ряд тяжелых потрясений: в 1980 г. пожар уничтожил ее дом, а в 1985 г. умер ее отец. Из-за утраты близкого человека в 1990 г. возник ее самый трагический сборник «Арарат». Его название отсылает читателя к ветхозаветным сюжетам. Тематика печальных событий, произошедших в ее семье, стала тут одной из центральных. В беседе для «Радио Свобода» поэт и переводчик Владимир Гандельсман упоминает одно из ее стихотворений, переведенное Бэллой Мизрахи, которое, по нашему мнению, хорошо иллюстрирует настроение всей книги:

Моя сестра провела свою жизнь в земле.

Родилась и умерла, а между –

Ни одного осмысленного слова.

Однако на ее поэзию оказывали влияние не только личные переживания, но и происшествия в мире. В 2004 г. вышла небольшая книга «Октябрь», посвященная теракту 11 сентября 2001 г. Она снова обращается к древнегреческим мифам, чтобы исследовать аспекты пережитой травмы. Перевод Ивана Соколова был опубликован в материале Сергея Сдобнова в «Новой газете». Приведем несколько строк оттуда:

От этого только хуже; насилие изменило меня.

Моё тело остыло, как оголившиеся поля;

остался только разум, опасливый, недоверчивый,

не испытывают ли его.

Вновь заметны смысловые элементы, связанные с телесностью и природой, однако теперь произведение посвящено пережитой травме. В начале 2000-х гг. Луиза Глюк принимает предложение от Йельского университета о сотрудничестве и продолжает публиковать свои стихотворения, а также пробует себя в написании эссе. Крейг Морган Тейкер в обзоре для «Нью-Йорк таймс» выделил сдержанность и немногословность ее прозы, затрагивающей многие аспекты современной американской литературы.В заключение, упомянем недавние обстоятельства вручения ей Нобелевской премии. Из-за пандемии награду «за безошибочный поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным» ей пришлось получать дома.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»