Личный опыт: как начать заниматься балетом в 34 года
Освоить балет в 34 года – вызов или удовольствие? Скорее всего, и то, и другое
Текст: Дарья Слободяник
30 декабря я смотрела в Национальной опере «Щелкунчика» – и в тот момент поняла, что хочу попробовать танцевать сама. Возможно, всему виной игристое и легкомысленное предпраздничное настроение, но вскоре я шла на свой первый в жизни балетный урок.
Студию Mary Ballet, основанную балериной Марией Шкарапутой, мне посоветовала выбрать подруга. Балет помог ей – нет, не похудеть или подтянуть мышцы ягодиц, – а меньше тревожиться, избавиться от навязчивых мыслей, стать спокойнее и гармоничнее. «Меньше тревожиться» – мой вечный запрос, так что я одолжила красивый бежевый хитон и отправилась на занятие. На календаре было 12 февраля, и я надеялась, что продержусь месяц, но я пишу этот текст осенью, сегодня очередная тренировка, а через месяц – дебютный открытый урок (муж обещал кричать «браво» и осыпать меня лепестками роз). Я втянулась.
Помню свои ощущения от первого занятия: я мало что поняла, но получила огромное удовольствие. Для тех, кто никогда не занимался танцами, старт вряд ли будет легким. Мой педагог Анна Вечирка объясняет, что в начальной группе мы изучаем азы классического танца, постепенно усложняя уроки и внедряя новые технические элементы, — от простых комбинаций у станка до танцевальных связок на середине. При этом структура занятий – как у профессионалов.
Урок начинается с поклона, потом мы подходим к станку («на полупальцах, красиво» — комментирует Анна), разминаемся и наконец переходим к комбинациям, от коротких – к более длинным и сложным. Примерно на 30-й минуте урока (он длится час), вытирая пот со лба и охая, я вспоминаю подругу, которая как-то сказала, что балет помогает ей отвлечься от работы. Для меня каждое занятие по интеллектуальным затратам похоже на урок математики (специалисты говорят, что балет улучшает работу мозга и память). Мне приходится запоминать названия комбинаций и связок, контролировать голову, шею, спину, пресс, ягодицы («пускай вам кажется, что вы зажали между ягодиц крупную монету!» – периодически подбадривает Анна), помнить о руках («локти ниже плеч, кисть расслаблена»), следить за выворотностью – мыслям о дедлайнах не остается места.
Отдельный бонус – музыка. Я люблю классику (в моем плейлисте на Spotify – подборка лучших арий из опер, «Кармен» Бизе, best of Вагнер) и благодаря балету осознала, что у меня есть чувство ритма. В зале звучит музыка, под которую занимаются настоящие балерины, – на YouTube Music можно найти композиторов Девида Пламптона, Эндрю Холдсуорта, Хантера Брауна. Также наши уроки часто сопровождает музыка из известных балетов: «Лебединое озеро», «Спартак», «Венский вальс».
Я периодически выкладываю фото тренировок в Instagram – и наблюдаю, как неравнодушны к моему новому хобби окружающие. Больше всех радуется мама: кажется, она поняла, зачем я, тревожный, нетерпеливый холерик, решила попробовать себя в педантичном занятии, требующем дисциплины и терпения. Большинство подруг восхищались моей смелостью, а в опросе, который я сделала в stories, светят ли мне пуанты, только трое проголосовали против. Кое-кто, правда, ехидничал: близкая подруга в комментарии к снимку у станка написала: мол, Даша, ты секси, но носок нужно тянуть лучше. Были и те, кто смотрел недоуменно: «ты же не сделаешь карьеру балерины, зачем тратить время?»
Эти реакции, критика и комментарии помогли понять, что мои занятия балетом, помимо прочего, – еще и социальный эксперимент. Все мы симпатизируем новой этике и ратуем за бодипозитив, но в реальной жизни еще только учимся не судить и не оценивать других. На своем опыте я увидела, что меня оценивают и судят. Дескать, зачем идти на балет в 34, если твой вес начинается с цифры шесть, а объем бедер – 100 см? В представлении большинства балерина – небожитель, хрупкая фея, не пробовавшая в своей жизни ничего калорийнее салата. Поэтому, когда в балет приходят девушки с формами и любовью к жизни (в том числе к вину, вкусной еде и вечеринкам за полночь), общество это раздражает, поскольку выходит за рамки представления о том, как устроен мир. Но я счастлива, что живу в то время, когда могу позволить себе быть в гармонии с собой.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
«Не переживала ли ты, что твоя фигура отличается от фигуры балерины, когда впервые пришла на урок?» – спросила меня beauty-редактор Алена Пономаренко, поручая готовить материал. На эту тему я могу говорить долго: я девушка с формами и на любой тренировке в облегающей одежде выгляжу слишком заметно. Мне казалось, со своими комплексами я справилась еще лет семь назад, когда практиковала йогу: помню, смотрела на себя в зеркало, рядом стояли сухие поджарые йоги – и мне жутко хотелось быть как они. Со временем я поняла, что мне такой не стать, – да это и не нужно. Когда начала заниматься балетом, сомнения снова проснулись. Но как-то после урока я сделала селфи в балетном классе у станка, посмотрела на себя со стороны – и поняла, что хитон, боди и пуанты мне очень идут, что я гармонична в этом образе и мне нечего стесняться.
Принятие себя важно, но как быть с объективной реальностью? Будущие балерины начинают заниматься классикой с пяти лет – в этом возрасте проще поставить выворотность и гибкость. Не поздно ли начинать в 30+? Можно ли заниматься балетом, если у тебя есть несколько лишних килограммов? «Лишний вес — понятие относительное, так же, как и худоба, – говорит мой 24-летний педагог, с танцевальным стажем в 15 лет. – При одинаковом росте и весе можно выглядеть по-разному. Часто у девушек крупного телосложения прекрасные данные, и наоборот – худеньким все дается сложнее. Для балета важны выворотность, шаг, подъем стопы, гибкость. Не стану отрицать, что длинные ноги и руки будут плюсом, но это не обязательное условие. В студии мы ломаем стереотипы: в аматорском балете возраст, вес и опыт неважны».
Благодаря урокам мне хочется заполучить удлиненные, вытянутые мышцы. Анна говорит, это достигается за счет того, что все тело работает на удлинение: «Бедра и стопы во время занятия всегда находятся в выворотном положении (поэтому активно работают внутренняя и внешняя сторона бедер, ягодицы), корпус подтянут, плечи опущены, а шея тянется вверх – все работает на удлинение. В балете, в отличие от фитнеса, ставки на то, чтобы высушить и удлинить мышцы, а не нарастить их».
За несколько месяцев тренировок я поняла, что классика для меня – отличная возможность быть в форме, чувствовать себя гибкой и энергичной, при этом обходя спортивный зал, где мне всегда было скучно. Тело становится рельефнее, вытягивается шея. «А еще вы можете обнаружить у себя мышцы, о существовании которых не подозревали», – шутит Анна.
Эффект от занятий я заметила быстро. В зеркале примерочной увидела, что подтянулись ноги – мышцы икр и бедер. На них, по моим субъективным ощущениям, приходится основная нагрузка – после занятия я выхожу на улицу на дрожащих ногах и первые минут десять не иду, а плетусь, сетуя мужу в трубку, что сейчас хочу одного – умереть. Шутки шутками, но я теперь лучше держу осанку, шею, слежу за прогибом в спине, а еще стала мягче в движениях.
В балете мне импонирует дисциплина. У нас нет выходных, нам нельзя опаздывать, отвлекаться на телефон или фотографироваться во время урока (с этим сложнее всего). Есть определенные требования и к форме: на балет не рекомендуется приходить в свободной одежде. Предпочтительны хитон, купальник, трико – все черное, белое или телесное. Кстати, хитон перед уроком стоит отутюжить: балерина должна быть идеалом во всем.
Перед уроком я делаю аккуратный «балетный» пучок, а сверху надеваю сеточку, купленную в магазине для танцоров. Эти ритуалы тоже полезны: балет учит замедляться и фокусироваться на главном, не суетиться и не спешить. Первые месяцы педагог все время делала мне замечания, что я выполняю комбинации быстрее, чем нужно. И только сейчас я, наконец, научилась делать гран-плие на четыре счета – медленно, глубоко, «жимно». Верю, что эффект замедления распространится не только на плие, но и на другие сферы моей жизни.