Легенды глянцевой фотографии: от Лейбовиц до Хльмута Ньютона
Как Новый год без фильма «Один дома», как «Завтрак у Тиффани» без Одри Хепбёрн, как британский рок без Pink Floyd — глянец не может существовать без фотографий. Мы поговорим о легендарных снимках для журналов, узнаем, какая история стоит за ними и как на фотографии отреагировала аудитория.
1. Ричард Аведон («Довима и слоны»)
Это самый узнаваемый снимок Аведона — фотография модели Довимы в окружении слонов. Съемка проходила в Париже летом 1955 года, в здании Зимнего цирка. Утонченное платье на модели — работа 19-летнего ассистента Кристиана Диора. После смерти своего учителя он откроет собственный модный дом. Конечно, это Ив Сен Лоран.
Фотографу на момент съемки было 32 года. Он уже нашёл собственный стиль — его «живые» фотографии контрастировали с классическими студийными снимками. Он был одним из первых, кто показал, что модель — больше, чем «вешалка» для одежды. Довима тоже была знаменита. Самая высокооплачиваемая модель «Vogue» со строгой, но живой красотой, она очень полюбилась Аведону. Он называл её «самой удивительной и необычной красавицей своего времени».
Снимок оброс теориями и догадками, как плющом. Есть предположение, что девушка на фотографии — воплощение хрупкой, трагической красоты. Причина этому кроется у истоков карьеры Ричарда Аведона: его первая муза, родная сестра фотографа Луиза, сошла с ума.
Другие говорят, что автор изобразил скоротечность жизни. Нежная красота юной Довимы оттеняется огромными, повидавшими жизнь слонами. Тема старости проходит красной нитью сквозь всё творчество Аведона.
Интересно, что автор снимком был недоволен. Пересматривая его позже, он говорил, что надо было принести на съемки вентилятор — чтобы пояс лег по-другому. Самая знаменитая и самая дорогая фотография Аведона, «Довима и слоны», не вошла в его книгу «Автобиография».
В преамбуле статьи мы уже упоминали Одри Хепбёрн. Испанский «Harper’s Bazaar» назвал лучшие, по мнению редакции, работы Аведона из прошлого столетия и поместил их на обложку одного из своих летних номеров. Туда вошёл и снимок актрисы.
А это легендарная Твигги — новый идеал красоты в безбашенные 60-е. Эта съемка — целая веха в истории моды. После публикации фотографии в fashion-индустрии началась революция, и прожекторный свет упал на нестандартных, живых моделей. В жизни Ричарда Аведона тоже произошли перемены — в 1966 году он завершил свое сотрудничество с журналом «Harper’s Bazaar», и перешел в «Vogue», где проработал до 1990 года.
Фотосессия «Я люблю змей», июнь 1981 года. Ричард Аведон фотографирует для журнала «Vogue». Ещё при сотрудничестве с «Harper’s Bazaar» он создаёт образы совместно со стилистом, а позже креативным директором Полли Меллен. Они приехали в Лос-Анджелес, чтобы сфотографировать актрису и модель Настасью Кински. Когда Полли спросила, какую фотографию хочет сделать Кински, модель сказала: со змеёй.
Настасья 2 часа лежала на бетоном полу обнаженной — дрессировщик никак не мог положить питона так, чтобы это выглядело естественно. Аведон рассказывал: «Змея уползала, дрессировщик переворачивал её и так и сяк. Я делал снимки с его ногами, вылетающими из кадра, но они всё равно оставались на фотографиях…Происходящее походило на настоящий fashion-ад».
И тогда модель решила расслабить тело, чтобы питон мог ползти так, как ему хочется. Змея добралась до уха Кински и «поцеловала» его. Фотографу удалось поймать момент — так получился культовый снимок. Фотография была опубликована в «Vogue» спустя четыре месяца и разошлась в виде постеров двумя миллионами копий.
Библейские мотивы, история о Красавице и Чудовище — снимок до сих пор приобретает новые прочтения. Каждый находит в нём что-то своё.
2. Энни Лейбовиц («Джон Леннон и Йоко Оно»)
Джон Леннон в объективе Лейбовиц появился ещё в 70-е, когда молодая и неизвестная девушка только начинала работать в «Rolling Stone». Свою лучшую обложку фотограф сделала в 1980 году. Бывший участник «The Beatles» попросил Лейбовиц сфотографировать его вдвоём со своей женой, художницей Йоко Оно. Обнаженный и беззащитный, Леннон прильнул к телу любимой женщины (очень важно, что он лежит в позе эмбриона — показывая свою уязвимость). Позже Энни скажет, что герои фото не репетировали перед съёмкой, а поза Леннона была спонтанной и «очень сильной».
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Спустя пять часов после фотосессии великий музыкант был застрелен, а выпуск номера «Rolling Stone» со знаменитой обложкой вышел посмертно без заголовков 22 января 1981 года. Фотография стала одной из лучших журнальных обложек по версии Американского общества редакторов.
Лейбовиц приглашали сделать для «Vanity Fair» фотопортреты королевы Елизаветы II, которую она уговорила на снимок без короны и шляпки. Съемки проходили в Букингемском дворце и Винздорском замке. Последний английская королева считает символическим, сакральным местом, где она всегда чувствует себя расслабленно и спокойно. Именно в нем маленькая Елизавета пряталась с сестрой, принцессой Маргарет, от немецких бомбардировщиков во время войны.
В 2007 году Энни Лейбовиц работала над рекламным роликом для Louis Vuitton, а позировал ей сам Михаил Горбачев. За его спиной можно увидеть Берлинскую стену — сняться на её фоне предложил бывший глава Советского Союза.
3. Хельмут Ньютон (для рекламы парфюма)
Более полувека — с 1950-х до 2004-го — он снимал для «Vogue» и других журналов обнаженных девушек. Его называли извращенцем, умалишенным, но никто не отрицал гения Ньютона. Стоит отметить, что фотограф уважал женщин. «Меня интересуют только сильные, независимые женщины», — говорил он. Героини его снимков — смелые, самодостаточные и напористые. Они хозяйки положения.
Его однофамилец положил начало научной революции, а Хельмут Ньютон — революции сексуальной. Когда фотограф был в Индии, его удивило, что местные женщины убирали полу платья между ног, когда садились, а садились они «по-мужски». На снимке видно, как впечатлил Ньютона этот необычный ритуал. Полли Меллен, креативный директор «Vogue», рассказывала, отчего фотография произвела такой фурор: «Женщина раньше была объектом желания, а теперь мы видим женщину, которая смотрит на мужчину с вожделением. Тогда эта идея была радикальной».
На редакцию набросились с гневными письмами, даже семья Полли Меллен осудила её за публикацию фотографий в журнале. Но сотрудница «Vogue» гордится своей работой. Она заставила людей задуматься о правах и желаниях женщины, когда это было немыслимо.
4. Ирвинг Пенн («Пчела на губах»)
«Фотография торта может быть искусством» — говорил Ирвинг Пенн. Он совмещал в себе fashion-фотографа и художника. Наверное, поэтому к нему тянулись такие люди как Дали или Пикассо. Мастера ценят за его внимание к деталям, редкий композиционный дар и небанальное отношение к гламуру.
В 1995 году Ирвинг Пенн сделал серию фотографий для «Vogue» с незатейливым названием «Пчела на губах». Снимки стали хрестоматийными: ученики художественных вузов смотрели на идеальную композицию, игру красок и света, точное расставление акцентов.
И снова съёмкой руководила Полли Меллен. Она рассказывала, как на кастинге выбрали самую «отчаянную модель», которая согласилась рискнуть и посадить себе на губы пчелу. Потом девушка приоткрыла рот, чтобы пчела села ей на язык. Ни пчела, ни модель не пострадали, а фотография стала одной из самых узнаваемых работ Пенна.
Этот снимок Ланы Дель Рей, сделанный в 2012 году для журнала «Interview» — цитата на Пенна. Потом мы увидим Билли Айлиш с пауком во рту в клипе «You Should See Me In A Crown» — и композиционно кадр тоже напоминает «Пчелу на губах».