Истоки теории «авторского кино»
Сегодняшнее кино условно делится на авторское и зрительское. Публика без особой разборчивости называет почти каждый малоизвестный и отличающийся от классики фильм авторским. Но авторское кино не всегда является авторским, если придерживаться заложенных смыслов в это понятие первоначально.
Теория авторского кино зародилась во Франции в 1950-х годах в синефильском журнале «Кайе дю синема». Франсуа Трюффо написал статью-манифест «Одна тенденция во французском кино», в которой сформулировал «политику авторов». Автор отличался от « простого режиссера» явлением мира, спецификой его изображения: руки мастера способны из банальной детали создать великое произведение искусство. Трюффо указывал на то, что авторские фильмы сосредоточены на визуальном, кинематографическом построении. Именно в этом и проявляется авторский стиль, фирменный знак автора.
Франсуа Трюффо
Теория авторского кино указывает нам на то, что именно режиссер является главной фигурой кинопроцесса. Автор равен создателю произведения искусства с присущем ему киноязыком.
Для самого Трюффо любимым автором являлся Хичкок, который был «канонизирован» в первые годы «Кайе дю синема». Проверенными временем авторами можно назвать Чарли Чаплина, Стэнли Кубрика, Квентина Тарантино. Именно художественный замысел режиссера и его передача на экраны отличают, по мнению Трюффо, авторов от режиссеров.
По мере развития кинематографа и роста популярности «Кайе», почти каждый начинающий режиссер во Франции называл себя «автором». Понятие этого термина было переосмыслено последующим поколением критиков и режиссеров, которые учились по текстам «Кайе». Во Франции же есть специфическое понятие «делать авторское»: любой режиссер может до съемок назвать будущий фильм «авторским», чтобы получить финансирование.
Сегодня «авторскими» признаются работы, в которых присутствует индивидуальный взгляд автора. Но и это определение стало слишком пластичным. В современном кинематографе, вне зависимости от наличия авторского стиля, режиссеры являются авторами своих произведений.
Рене Предаль, историк кино, отметил, что строгая «политика авторов» времен Трюффо стала чрезмерно гибкой: «Авторское кино» сегодня является удобным ярлыком, а не определением творчества лишь избранных.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
«Заводной апельсин» Стенли Кубрик
Культура перепотребления берет верх над человеком: общество не способно потреблять объем товаров и услуг, предлагаемый производителями. Современный мир переполнен фильмами и уже почти невозможно выделять авторов по первоначальным критериям. У каждого зрителя есть своя «классика» кино, свои авторы. Тем не менее, хочется верить, что этим «удобным ярлыком» не будут награждать каждого режиссера, чей фильм малобюджетный и отходит от общепринятых норм голливудских блокбастеров или мелодрам.